Академическая доброчестность — что, где, куда?

3 177
Время чтения: 3 минуты

Содержание

 

Научно-образовательный процесс, как и любая сфера деятельности, связан с моральными и нравственными аспектами. Они охватываются понятием – академическая доброчестность. Это одно из базовых требований при защите диссертаций, публикации научных статей и даже подготовке дипломных проектов.

 

Что такое академическая доброчестность?

 

Совокупность духовных ценностей и идеалов, которым должны следовать все участники образовательного процесса, принято называть академической добропорядочностью или доброчестностью. Она включает такие характеристики:

  • честность;
  • уважение;
  • отвага;
  • ответственность;
  • справедливость;
  • доверие.

 

Несмотря на размытость и частичную расплывчатость этих понятий, суть заключается в следующем. Нормы права и нормы морали тесно взаимосвязаны. На всех уровнях важны профессиональные и общекультурные ценности. Это основа качественного сотрудничества, или так называемой коллаборации.

 

Если рассматривать понятие в глобальном смысле, оно связано со множеством преимуществ. Так, академическая доброчестность позволяет:

  • Освоить азы тайм-менеджмента.
  • Расставить правильные приоритеты.
  • Повысить собственную эффективность.
  • Укрепить свои знания.
  • Получить ощущение достижения.
  • Укрепить свои этические принципы.

 

Хорошая репутация важна в любой сфере. Соблюдение принципов, из которых состоит академическая добропорядочность, повышает авторитет и создает положительный деловой имидж.

 

Значение академической доброчестности в науке

 

Научная сфера непосредственно связана авторским и интеллектуальным правом. Поэтому академическая доброчестность сразу ассоциируется с плагиатом, а точнее с его недопущением. Борьба с незаконным использованием чужих произведений остро стоит во всем мире.

 

Плагиат по своей сути – нарушение принципов академической добропорядочности. Это неправомерное поведение, противоречащее нормам морали. Если работа не проходит проверку по системе Антиплагиат. Она либо отклоняется на защите, либо не допускается к защите.

 

Это самый «безобидный» сценарий. В зависимости от значимости работы и уровня публикации последствия нарушения авторского права могут быть значительно более тяжелые – вплоть до уголовной ответственности. Справедливости рад важно отметить, что это бывает крайне редко.

 

Нарушение принципа академической доброчестности может стать причиной:

  • отклонения заявки для публикации в авторитетных изданиях;
  • отказа в допуске к защите;
  • утраты уважения коллег;
  • потери инвесторов;
  • запрета на участие в получении грантов.

 

В научной среде особенно четко прослеживается такой момент, что завоевать репутацию гораздо легче, чем ее восстановить. В то же время без партнерства и взаимодействия исследовательскую деятельность рассматривать очень сложно.

 

Полезно! Плагиат – основное, но не единственное нарушение принципов в образовательном процессе. Недоброчестность может проявляться в форме обмана, сговора, дублирования, списывания, фальсификации документов.

 

Доброчестность и плагиат в диссертациях

 

Диссертационные исследования характеризуются повышенными требованиями, в том числе в части академической доброчестности. Кандидаты и доктора наук являются элитой образовательного сообщества, поэтому они должны быть образцом, особенно в части морали.

 

На практике это не всегда соблюдается. Однако ВАК и другие уполномоченные органы предусматривают строгую систему проверки и наказаний за нарушение академической добропорядочности. Так, диссертация проходит многоуровневую проверку в системах Антиплагиат.

 

При выявлении нарушения авторских прав, несоблюдения требований по уникальности диссертации не допускаются к защите, и материал требуется дорабатывать. Однако даже если защита прошла успешно, а нарушения были обнаружены после присвоения ученой степени, ВАК моет прибегнуть к кардинальной мере – инициировать лишение статуса.

 

Интересно! Самые распространенные виды нарушений и одновременно самые трудно доказуемые – это самоплагиат и мозаичный плагиат. Последний еще называют лоскутным. Текст перекраивается «вдоль и поперек», однако фактически не содержит ничего нового и авторского.

 

Причины нарушения академической доброчестности

 

Анализ практики свидетельствует, что академическая добропорядочность нарушается по таким причинам:

 

  1. Правовая неосведомленность. Незнание или нежелание знать предписания закона. Когда речь идет о студентах, в такой сценарий верится легко. Но если субъекты уже претендуют на статус доктора наук, в незнание элементарных правил верится с трудом. Тем не менее, в оправдание звучат именно такие формулировки.
  2. Нигилизм. Подразумевается игнорирование правил и предписаний. Авторы самонадеянно считают, что могут «пропустить» некоторые положения и стандарты для достижения своей глобальной цели. К сожалению, несовершенство закона и недостаточный контроль только способствуют такому поведению.
  3. Стремление получить личную выгоду. Такой сценарий достаточно распространен. В ход идет мошенничество, сговор, обман, договорное сотрудничество, коррупция.
  4. Нехватка времени, нежелание уделять достаточное внимание исследованию.

 

Существует еще много субъективных и объективных причин, но ни одна из них не является оправданием. Учитывая увеличившиеся случаи нарушения академической доброчестности, на сегодняшний день остро стоит вопрос государственного регулирования и ужесточения мер в этом направлении.

 

 Интересно! Статистические данные по результатам анонимных опросов свидетельствуют, что 33% представителей высшего научного сообщества признавались в нарушении академической доброчестности в том или ином виде.

 

Если вы действительно серьезно относитесь к призванию и не хотите быть обвиненными в недоброчестности, не рискуйте в непонятных вопросах и обратитесь за профессиональной помощью в компанию «Аспирантура».

 

Остались вопросы?

    Поле отмеченное как * - обязательное для заполнения.

    Интересное понятие-академическая доброчестность или иначе добропорядочность.А,вообще-то все верно,и в науке нормы права и морали должны быть тесно взаимосвязаны.И не только в науке.

    Эдуард Алиев
    Менеджер

    Благодарю за столь интересный, познавательный материал, касающийся понятию академической доброчестности. Было весьма приятно прочитать данную статью. Совершено согласен с тем, что как и в обычной жизни, так и в научной — гораздо проще получить свою репутацию, нежели обрести восстановление ее.

    Игорь
    Студент

    Да впервые слышу такое понятие. Да конечно это имеет место быть, но здесь не все так просто, если человек сам по себе не просто воспитанный, а человечный и не выходит за общие рамки морально этических норм, то я думаю все будет хорошо. Но каждый человек стоит перед выбором…..

    Николай
    Менеджер

    Читаю уже 3 статью на этом сайте и очень интересно пишите, правда, все так грамотно и четко описано, спасибо за такие увлекательные и по настоящему ценные статьи, с уважением Алена )

    Алена
    Студент

    Правда.Достоинство.Честь.Как бы было хорошо чтобы этих правил придерживались студенты и преподаватели.А то у некоторых преподавателей принять в дар бутылочку хорошего коньяка в чести.Первый раз вижу что затронут принцип морального кодекса самого человека.Почаще бы в такой форме писались статьи.

    Мария
    студентка

    Доброго всем времени суток!Да,встречались мы ни раз с такими проблемами! В Наше время вообще сложно найти тех людей.кто ценит сущность процесса и не продается! Мошенничество, сговор, обман, договорное сотрудничество, коррупция.Должен быть внедрен серьезный закон в этой сфере …который сможет защитить право и права!!!

    Томара
    экономист

    Оставьте отзыв

    69 + 9 =