Содержание
Научно-образовательный процесс, как и любая сфера деятельности, связан с моральными и нравственными аспектами. Они охватываются понятием – академическая доброчестность. Это одно из базовых требований при защите диссертаций, публикации научных статей и даже подготовке дипломных проектов.
Что такое академическая доброчестность?
Совокупность духовных ценностей и идеалов, которым должны следовать все участники образовательного процесса, принято называть академической добропорядочностью или доброчестностью. Она включает такие характеристики:
- честность;
- уважение;
- отвага;
- ответственность;
- справедливость;
- доверие.
Несмотря на размытость и частичную расплывчатость этих понятий, суть заключается в следующем. Нормы права и нормы морали тесно взаимосвязаны. На всех уровнях важны профессиональные и общекультурные ценности. Это основа качественного сотрудничества, или так называемой коллаборации.
Если рассматривать понятие в глобальном смысле, оно связано со множеством преимуществ. Так, академическая доброчестность позволяет:
- Освоить азы тайм-менеджмента.
- Расставить правильные приоритеты.
- Повысить собственную эффективность.
- Укрепить свои знания.
- Получить ощущение достижения.
- Укрепить свои этические принципы.
Хорошая репутация важна в любой сфере. Соблюдение принципов, из которых состоит академическая добропорядочность, повышает авторитет и создает положительный деловой имидж.
Значение академической доброчестности в науке
Научная сфера непосредственно связана авторским и интеллектуальным правом. Поэтому академическая доброчестность сразу ассоциируется с плагиатом, а точнее с его недопущением. Борьба с незаконным использованием чужих произведений остро стоит во всем мире.
Плагиат по своей сути – нарушение принципов академической добропорядочности. Это неправомерное поведение, противоречащее нормам морали. Если работа не проходит проверку по системе Антиплагиат. Она либо отклоняется на защите, либо не допускается к защите.
Это самый «безобидный» сценарий. В зависимости от значимости работы и уровня публикации последствия нарушения авторского права могут быть значительно более тяжелые – вплоть до уголовной ответственности. Справедливости рад важно отметить, что это бывает крайне редко.
Нарушение принципа академической доброчестности может стать причиной:
- отклонения заявки для публикации в авторитетных изданиях;
- отказа в допуске к защите;
- утраты уважения коллег;
- потери инвесторов;
- запрета на участие в получении грантов.
В научной среде особенно четко прослеживается такой момент, что завоевать репутацию гораздо легче, чем ее восстановить. В то же время без партнерства и взаимодействия исследовательскую деятельность рассматривать очень сложно.
Полезно! Плагиат – основное, но не единственное нарушение принципов в образовательном процессе. Недоброчестность может проявляться в форме обмана, сговора, дублирования, списывания, фальсификации документов.
Доброчестность и плагиат в диссертациях
Диссертационные исследования характеризуются повышенными требованиями, в том числе в части академической доброчестности. Кандидаты и доктора наук являются элитой образовательного сообщества, поэтому они должны быть образцом, особенно в части морали.
На практике это не всегда соблюдается. Однако ВАК и другие уполномоченные органы предусматривают строгую систему проверки и наказаний за нарушение академической добропорядочности. Так, диссертация проходит многоуровневую проверку в системах Антиплагиат.
При выявлении нарушения авторских прав, несоблюдения требований по уникальности диссертации не допускаются к защите, и материал требуется дорабатывать. Однако даже если защита прошла успешно, а нарушения были обнаружены после присвоения ученой степени, ВАК моет прибегнуть к кардинальной мере – инициировать лишение статуса.
Интересно! Самые распространенные виды нарушений и одновременно самые трудно доказуемые – это самоплагиат и мозаичный плагиат. Последний еще называют лоскутным. Текст перекраивается «вдоль и поперек», однако фактически не содержит ничего нового и авторского.
Причины нарушения академической доброчестности
Анализ практики свидетельствует, что академическая добропорядочность нарушается по таким причинам:
- Правовая неосведомленность. Незнание или нежелание знать предписания закона. Когда речь идет о студентах, в такой сценарий верится легко. Но если субъекты уже претендуют на статус доктора наук, в незнание элементарных правил верится с трудом. Тем не менее, в оправдание звучат именно такие формулировки.
- Нигилизм. Подразумевается игнорирование правил и предписаний. Авторы самонадеянно считают, что могут «пропустить» некоторые положения и стандарты для достижения своей глобальной цели. К сожалению, несовершенство закона и недостаточный контроль только способствуют такому поведению.
- Стремление получить личную выгоду. Такой сценарий достаточно распространен. В ход идет мошенничество, сговор, обман, договорное сотрудничество, коррупция.
- Нехватка времени, нежелание уделять достаточное внимание исследованию.
Существует еще много субъективных и объективных причин, но ни одна из них не является оправданием. Учитывая увеличившиеся случаи нарушения академической доброчестности, на сегодняшний день остро стоит вопрос государственного регулирования и ужесточения мер в этом направлении.
Интересно! Статистические данные по результатам анонимных опросов свидетельствуют, что 33% представителей высшего научного сообщества признавались в нарушении академической доброчестности в том или ином виде.
Если вы действительно серьезно относитесь к призванию и не хотите быть обвиненными в недоброчестности, не рискуйте в непонятных вопросах и обратитесь за профессиональной помощью в компанию «Аспирантура».
Остались вопросы?
Интересное понятие-академическая доброчестность или иначе добропорядочность.А,вообще-то все верно,и в науке нормы права и морали должны быть тесно взаимосвязаны.И не только в науке.
![](https://aspirantura.com.ua/wp-content/plugins/testimonials-showcase/layouts/grid/imgs/default.png)
Благодарю за столь интересный, познавательный материал, касающийся понятию академической доброчестности. Было весьма приятно прочитать данную статью. Совершено согласен с тем, что как и в обычной жизни, так и в научной — гораздо проще получить свою репутацию, нежели обрести восстановление ее.
![](https://aspirantura.com.ua/wp-content/plugins/testimonials-showcase/layouts/grid/imgs/default.png)
Да впервые слышу такое понятие. Да конечно это имеет место быть, но здесь не все так просто, если человек сам по себе не просто воспитанный, а человечный и не выходит за общие рамки морально этических норм, то я думаю все будет хорошо. Но каждый человек стоит перед выбором…..
![](https://aspirantura.com.ua/wp-content/plugins/testimonials-showcase/layouts/grid/imgs/default.png)
Читаю уже 3 статью на этом сайте и очень интересно пишите, правда, все так грамотно и четко описано, спасибо за такие увлекательные и по настоящему ценные статьи, с уважением Алена )
![](https://aspirantura.com.ua/wp-content/plugins/testimonials-showcase/layouts/grid/imgs/default.png)
Правда.Достоинство.Честь.Как бы было хорошо чтобы этих правил придерживались студенты и преподаватели.А то у некоторых преподавателей принять в дар бутылочку хорошего коньяка в чести.Первый раз вижу что затронут принцип морального кодекса самого человека.Почаще бы в такой форме писались статьи.
![](https://aspirantura.com.ua/wp-content/plugins/testimonials-showcase/layouts/grid/imgs/default.png)
Доброго всем времени суток!Да,встречались мы ни раз с такими проблемами! В Наше время вообще сложно найти тех людей.кто ценит сущность процесса и не продается! Мошенничество, сговор, обман, договорное сотрудничество, коррупция.Должен быть внедрен серьезный закон в этой сфере …который сможет защитить право и права!!!
![](https://aspirantura.com.ua/wp-content/plugins/testimonials-showcase/layouts/grid/imgs/default.png)
Оставьте отзыв