Менторство в аспирантуре: как найти и сотрудничать с научным руководителем

172
Время чтения: 5 минуты

Содержание

У тех людей, которые хотят развиваться в науке или образовательной сфере, просто нет выбора — хочешь или нет, но придется потратить несколько лет жизни на учебу в аспирантуре и подготовку диссертации. Чтобы этот этап жизни прошел как можно приятнее в плане эмоций, важно не только выбрать хорошее учебное заведение и правильную для себя тему, исследование которой будет приносить удовольствие и будет действительно интересным, но и не допустить ошибку при выборе научного руководителя. Ведь от этого человека будет зависеть многое.

Научный руководитель помогает с составлением плана диссертации, оказывает помощь по подбору литературы, “подкидывает” идеи для размышления, помогает овладеть методологией исследования и не только (разумеется если аспиранту повезло и человек действительно добросовестно подходит к выполнению возложенных на него обязательств). Это должен быть человек, который действительно живет своей работой, который готов транслировать свой опыт ученику и трудиться на благо человечества.

Тут возникает вполне логичный вопрос: “Как найти научного руководителя, который станет проводником в научном мире?”. На самом деле тут есть несколько вариантов развития событий:

  • если вы учитесь в каком-то ВУЗе и после его окончания хотите продолжить учебу на следующей ступени, то логично будет выбрать человека, с которым вы уже знакомы и с которым уже есть налаженный контакт. Это позволит сократить время на то, чтобы установить понимание того, какую стилистику изложения предпочитает ученый, каких идей он придерживается (разумеется, что аспирант имеет право на свою позицию, но все же проще, когда она не идет вразрез с позицией научного руководителя) и т.д. К тому же, скорее всего идея поступления родилась “не вчера” и у вас наверняка уже есть какие-то наработки, в которых вас поддерживал научный руководитель магистерской работы или, например, ее рецензент;
  • если преподаватели университета, который вы окончили не удовлетворяют критерии поиска, и вы хотите, чтобы наставником был другой человек, но кто именно пока не знаете, придется поспрашивать знакомых о людях с их университетов, а также промониторить информацию в сети (посмотреть какие диссертации защищались в последние годы, какие статьи по близкой вам тематике публиковались, оценить стиль изложения, идеи и т.д.).

Если не «пойти по одному из вышеперечисленных сценариев», то при поступлении в аспирантуру научный руководитель будет назначен, грубо говоря, рандомно. 

В этой статье рассмотрим такие вопросы, как: необходимость установления контакта и особенности взаимодействия с научным руководителем, важность определения взаимных целей и ожиданий, обсуждение и разрешение возникающих конфликтов и многое другое, что может быть важным на таком образовательном уровне, как аспирантура.

 

Как установить контакт с будущим научным руководителем?

Прежде всего необходимо познакомиться с человеком лично. Как правило, сотрудники университетов не особо разглашают свои данные и потому найти контакты в сети не выйдет. Поэтому, если работы какого-то ученого заинтересовали человека, то ему необходимо связаться с секретарем с его места работы (в журналах информация о занимаемой должности всегда открыта, также может быть указана ссылка на ORCID) и получить контакты или же договориться сразу о личной встрече.

Не стоит забывать о том, что научным руководителем может быть тот, кто имеет научную степень доктора наук. В качестве исключения по представлению кафедры и ученого совета факультета ученый совет ВУЗ может принять решение о предоставлении разрешения руководства аспирантами кандидату наук (доктору философии) из числа научно-педагогических работников.

Во время общения с потенциальным научным руководителем следует быть внимательными к деталям и оценивать не только профессиональные качества человека, но и то, насколько вам комфортно взаимодействовать с ним с точки зрения обычных человеческих качеств (пунктуальность, спокойствие, готовность к диалогу и т.д.). Ведь вы должны понимать, что с этим человеком надо будет взаимодействовать последующие несколько лет и от него во многом зависит то, как сложится ваше научное будущее.

Если человек проявил заинтересованность в работе с вами и имеет такую возможность (количество аспирантов на одного руководителя ограничено и потому может быть такое, что вам предложат подождать годик другой для выпуска предшественников), тогда следует перейти к уточнению всех важных деталей возможного сотрудничества.

 

Какие вопросы следует решить с будущим научным руководителем?

Прежде всего необходимо четко определить ожидания относительно роли научного руководителя и аспиранта. Наставник не будет делать за вас всю работу, но и кинуть вас на произвол судьбы он тоже не должен. Научный руководитель должен научить методике проведения исследований, рассказать о важности участия в научных мероприятиях, необходимости публикаций в журналах и т.д. В целом же обычно взаимоотношения аспиранта с научным руководителем строятся на следующем:

  • научный руководитель помогает с составлением индивидуального плана аспиранта. Такой план предполагает определение задач, которые должны быть выполнены за тот или иной период и т.д.;
  • ментор оказывает помощь в подборе литературы для проведения будущего научного исследования и дает рекомендации относительно тех трудов, которые больше всего заслуживают внимания, по его мнению,
  • ментор помогает и утверждает план диссертации в самом начале работы. Если этого не сделать есть риск уйти от темы (кстати с ее формулировкой также помогает разобраться именно он);
  • в процессе всего обучения в аспирантуре научный руководитель контролирует выполнение плана, оценивает степень готовности работы и при необходимости помогает с привлечением научных консультантов для решения тех или иных задач и т.д.

Что касается научного руководителя, то у него также есть свой интерес. Помимо финансового вознаграждения (оно в ВУЗах правда очень небольшое), ученый работает на свое имя. По этой причине многие сразу уточняют, а планирует ли аспирант в будущем действительно “выходить на защиту” или это лишь один из вариантов избежать воинского призыва и т.д.

 

Что происходит после назначения?

После того как будут сданы вступительные экзамены в аспирантуру, человек будет зачислен и ему официально будет назначен научный руководитель происходит следующее:

  • необходимо согласовать рабочий график и время для встреч. Регулярное проведение консультаций спасет аспиранта от лишних “движений” в сторону от темы и поможет максимально рационально использовать его время для проведения исследования;
  • продумать как развивать выбранную тему и какие результаты планируется получить в будущем;
  • согласовать хотя бы примерно периодичность принятия участия в конференциях и публикацию в журналах категории “Б” и не только. Тут важно предварительно ознакомиться с требованиями допуска к защите, чтобы потом не возникло никаких “сюрпризов”. На законодательном уровне урегулирован вопрос только касательно публикаций в профильных журналах.

В процессе работы над диссертацией аспирант получает от научного руководителя техническую и методологическую поддержку. Вернее, должен ее получать в определенном объеме — будет это так или нет, вопрос довольно спорный, ведь ситуация может сложится по-разному. Да и сам аспирант может ожидать большего, чем это “положено”. Так или иначе, порой возникают конфликты (правда они могут возникать и по причине разногласий касательно путей решения существующей научной проблемы). Их важно решать сразу, а не замалчивать. Правда, это важно делать в корректной форме. Только лишь открытое обсуждение и поиск компромиссных решений позволят получить хороший результат в итоге, а именно качественную диссертационную работу в оговоренный срок.

Если же несмотря на старания научного руководителя помочь разобраться с темой аспирант не может справиться с ней или же ему просто не хватает время на то, чтобы подобрать литературу, изучить правила оформления использованных источников и т.д., хорошей идеей будет заказать диссертацию в компании “Аспирантура”. Доверив работу специалистам компании вам не придется волноваться о том, что почетная степень «кандидат наук» останется недостижимой.  Каждый сотрудник компании прекрасно знает все нюансы и тонкости работ такого плана и потому обязательно напишет диссертацию, которая будет:

  • уникальной. Диссертация — научный труд, который предполагает глубокое изучение выбранной проблемы и поиск новых путей ее решения, это отнюдь не компиляция чужих идей и мыслей. В этом самостоятельном исследовании должны быть изложены преимущественно мысли автора;
  • такой, что не содержит плагиат в любых его проявлениях;
  • представлять ценность с точки зрения теории и практики;
  • будет оформленной в соответствии со всеми стандартами и т.д.

 

  • Любой ли доктор наук может быть научным руководителем диссертации?

Нет, человек должен сам “защититься” по аналогичной специальности и соответствовать целому ряду требований, которые установлены на уровне законодательства.

  • Сколько времени дается на написание диссертации на соискание степени кандидата наук (доктора философии)?

Срок обучения в аспирантуре составляет 3 года на стационаре и 4 года на заочной форме обучения. Предполагается, что за это время аспирант подготовит научный труд, который можно будет презентовать специализированному ученому совету.

Остались вопросы?

    Поле отмеченное как * - обязательное для заполнения.

    Оставьте отзыв

    61 + 2 =