Отчисление из аспирантуры – как, за что и почему?

213
Время чтения: 3 минуты

Содержание

Аспирантура – ответственный шаг в профессиональном становлении. Если планы или обстоятельства поменялись, вполне вероятным может стать отчисление. Есть правила и алгоритмы, которые следует соблюдать. Восстановление также возможно.

 

Причины отчисления из аспирантуры

 

Продержаться 4 года на третьей ступени образовательной системы достаточно непросто. Во-первых, большая нагрузка, во-вторых – необходимость совмещать образование и работу, иначе финансовое состояние оставит желать лучшего. В-третьих, могут наступить обстоятельства, исключающие такую возможность.

 

Причины отчисления можно разделять на объективные и субъективные. В аспирантуре многое зависит именно от аспиранта, его умения планировать и распределять нагрузку. Играет большую роль исполнительность, ответственность, грамотный тайм-менеджмент. Факторы извне – непредвиденные обстоятельства, например, болезнь или финансовые трудности.

 

В числе основных причин отчисления из аспирантуры:

  1. Защита диссертации ранее окончания срока обучения.
  2. Окончание срока учебы в аспирантуре.
  3. Личные причины аспиранта, побудившие его написать заявление на отчисление по собственному желанию.
  4. Решение о переводе в другое образовательное учреждение, в том числе в связи со сменой места жительства.
  5. Фиксация факта нарушения контракта на обучение, в том числе не зачисление средств на обучение.
  6. Нарушение индивидуального плана аспиранта.

 

Последний пункт – особенно актуальный в перечне причин отчисления. Имеются в виду грубые и систематические нарушения. Например, не подготовка или несвоевременная подготовка глав диссертации, то есть срыв утвержденного плана-графика, а также срывы сдачи экзаменов.

Оклад ассистента в тарифной сетке преподавательского состава равен сумме 8268 гривен. Как правило, аспиранты могут рассчитывать только на эту должность, причем на неполную ставку. У аспирантов-очников есть шанс на бюджет и стипендию 6705 гривен. Финансовая составляющая – самая распространенная причина добровольного ухода из аспирантуры. 

Отчисление из аспирантуры по собственному желанию

 

Смена работы, декрет, финансовые сложности, переоценка ценностей становятся субъективными причинами для решения покинуть аспирантуру. По статистике, только 10% аспирантов доходят до этапа защиты диссертации. Примерно такой же процент отчисляется. Процесс начинается с написания заявления. Образец можно взять в отделе кадров или деканате. Соблюдаются требования к оформлению, в том числе шапка заявления, идентифицирующие данные. Аспирант обязательно прописывает причины и мотивировку.

 

На этом аспекте важно остановиться подробнее. Описание причин во многом предопределяет возможность восстановления в будущем. Если они уважительные – восстановиться легче. Если неуважительные – восстановление возможно только на контрактную форму.

 

Заявление подается на имя ректора. Решение по существу принимается в трехдневный срок, о чем выносится приказ. Аспиранта должны ознакомить с этим приказом или направит его почтовым уведомлением. Этот аспект – обязательный с юридической стороны. Аспирант получает справку о том, что обучался в аспирантуре. Важно не упустить этот аспект, поскольку справка прилагается при восстановлении, она подтверждает определенный квалификационный уровень. Главная рекомендация – уходить нужно «по-человечески», то есть без скандалов и необоснованных претензий.

 

Приказ об отчислении из аспирантуры

 

Юридическим оформлением отчисления из аспирантуры является приказ. Он подписывается ректором по результатам рассмотрения заявления. Аспирант должен быть ознакомлен с приказом в течение трех дней, под роспись.

 

Если по каким-либо причинам аспирант отказывается от подписи об ознакомлении и аргументирует свой отказ, уполномоченное лицо составляет акт об этом факте и подписывает его. Если лично вручить приказ не удается, оно направляется почтой. Уведомление о вручении автоматически означает, что аспирант ознакомился с приказом, и он вступил в действие. Приказ как официальный документ содержит обязательные реквизиты. В частности, идентифицирующие данные аспиранта, дату и регистрационный номер приказа, аргументы и основания, побудившие утвердить его.

 

Порядок восстановления в аспирантуре

 

У ранее отчисленного аспиранта есть 10 лет, чтоб изменить решение и восстановиться. Для реализации такого права нужно соблюдение ряда условий:

  • Написать заявление по установленному образцу;
  • Заручиться поддержкой ректората. Позиция о том, что они не против, и такая позиция выражается в ходатайстве или одобрении восстановления;
  • Подготовить аргументацию, почему восстановление целесообразно и зачем это потенциальному аспиранту нужно именно сейчас.

 

На рассмотрение заявления у ректората есть две недели. По итогу может быть вынесено одно из трех решений. Первое – восстановить на бюджетное место. Второе – восстановить, однако только с возможностью контрактного обучения. Третье – отказать в продолжении образования.

 

Если причины отчисления не были уважительными, то восстановление на бюджетное место невозможно. Также оно невозможно при отсутствии вакантных мест, что достаточно распространенный сценарий. Почему? Потому что на несколько десятков желающих государственный заказ в разы меньше. Например, в 2021 году он составил 3125 бюджетных мест.

Допускается восстановление не только в ВУЗ, в котором ранее обучался аспирант, но и в любое другое учреждение высшего образования по программе соответствующего профиля. Исключение составляют только негосударственные аккредитованные ВУЗы – обучаясь в таком университете ранее, невозможно восстановиться в аспирантуре государственного учреждения.

Если вам нужны аспирантские работы или диссертация на соискание степени доктора философии, компания «Аспирантура» выполнит на заказ любые исследования, независимо от тематики и сложности. Гарантируем оперативность, качество, сопровождение до защиты.

Оставьте отзыв

84 + 4 =